Басарабяский район – самый маленький в Молдове. Крупных предприятий здесь нет, железнодорожный узел, на котором всегда держалась местная экономика, снизил объемы своей работы в несколько раз, зарплату железнодорожникам выплачивают с большой задержкой. Трудоустроиться куда-либо и получать доход, который позволит хоть как-то покрыть нужды семьи, сложно. Значит, остаются два выхода – уехать отсюда или открыть собственное дело. К сожалению, тех, кто выбирает второй путь, с каждым годом все меньше.
Рабочий день Екатерины Куприковой начинается обычно в 7.30 утра, когда она открывает свой продуктовый магазинчик, расположенный на территории рынка. Все, кто приходит сюда за покупками, говорят, что более доброжелательного продавца найти трудно. Отдельное помещение молодой предприниматель арендует сравнительно недавно, до этих пор она продавала продукты в соседнем магазине вместе со своей мамой, которая приобщила дочку к торговле с самых ранних лет. Это занятие Кате настолько понравилось, что она вернулась к нему даже после окончания пединститута – коммерческая жилка пересилила. Кроме того, график работы на рынке был для молодой мамы более удобным, так как во второй половине дня она могла полностью посвятить себя ребенку. Немаловажным является и материальная сторона вопроса: хотя большого дохода у мелких предпринимателей нет, но с зарплатой воспитателя его все же не сравнить. Магазин работает ежедневно, выходной – всего один в неделю. Но Катя шутит, что и это для нее много:
Екатерина КУПРИКОВА, предприниматель
«Если бы рынок работал в понедельник, я с удовольствием вышла бы на работу и в понедельник. Не люблю спать допоздна, да и скучно – привыкла все время быть с людьми, привыкла к общению. Я бы, наверно, без работы не смогла. Если бы мой муж сказал, что согласен сам хорошо обеспечивать семью, только бы я не работала, то я бы, наверно, со слезами умоляла его, чтобы он разрешил мне выйти на работу. Я болею работой, она мне очень нравится, я люблю свою работу! Дома человек чахнет, деградирует даже. А если работаешь, то не смотришь узко, не смотришь только на кастрюли. Мы тоже хозяйки, тоже убираем, готовим, печем, но кроме того, еще и раскрываем себя с другой стороны».
Для того, чтобы раскрыть весь свой творческий потенциал и заполнить свободное от торговли время, Екатерина открыла патент и занялась хэнд-мэйдом. Близкие идею одобрили, и вот одна из комнат небольшого дома превратилась в мастерскую. Начиналось все с сувениров, потом мастерица освоила изготовление аксессуаров для свадеб. И хотя заказчикам они нравились, окупаемость затрат была довольно низкой.
«Вся эта работа стоит довольно много, если считать по себестоимости: материалы дорогие и по времени довольно затратно. Человеку нравится, хочется приобрести, но при этом он хочет купить изделие за такую низкую цену, что даже смешно.»
Не желая останавливаться на полпути, Екатерина решила открыть патент и заняться продажей шаров.
«Очень долго решалась на шары с гелием, потому что это очень дорогой газ: один баллон, заполненный газом, стоит больше 5000 лей. Но решилась, а деньгами помогла мама.»
Довольно скоро девушка поняла, что большим спросом пользуется услуга по оформлению праздничных мероприятий. Это и стало новым направлением её деятельности. Аэродизайном Катя занимается около полугода, честно называя себя новичком, но по её словам, постоянно учится, проходя различные он-лайн мастер-классы. Да и сама придумывает что-то новое, желая удивить клиентов. Для рекламы молодой предприниматель активно использует социальные сети, но признается, что в маленьком городе эффективней всего работает «сарафанное радио». Сейчас заказов поступает столько, что к их выполнению подключились и муж, и 12-летняя дочь Юля. По мнению Екатерины, секрет её успеха в том, что она занимается любимым делом, которое сама для себя придумала.
Екатерина КУПРИКОВА, предприниматель
«Работа должна нравиться. Если работа не нравиться, то лучше не начинать, потому что это отнимает достаточно много времени, сил, требует терпения, а родные и близкие тоже хотят внимания».
Вопрос о том, не сложно ли женщине заниматься предпринимательством, Катю немного удивил:
«В бизнесе не бывает женщин и мужчин. У женщины есть свои особенности характера и манера общения с людьми, у мужчин – своя, но нам всегда есть чему учиться друг у друга.»
По словам Екатерины Куприковой, мелкие предприниматели Басарабяски не ощущают на себе особого прессинга со стороны контролирующих органов:
«Давления нет, наоборот, бизнес приветствуется, посоветуют что-то, подскажут, но налоги очень большие, это ни для кого не секрет».
Еще одной серьезной проблемой бизнесмены считают снижение численности населения, уменьшение его покупательской способности и задержки в выплате заработной платы, особенно, железнодорожникам. Оставшись без средств к существованию, люди вынуждены брать товары в долг. И если в супермаркетах это невозможно, то в маленьких магазинчиках и на рынке покупателям идут навстречу, хотя так называемые «долговые тетради» становятся все толще.
Наталья ХМЕЛЬ, предприниматель
«Вернуть бы тех людей, что были здесь лет 7-8 назад, мы все бы процветали и двигались вперед, а так – у нас в городе просто нет людей. Микрорайон Станция – это полное отсутствие покупательской способности населения. Железная дорога заглохла. Если в семье 2 железнодорожника, это полный кризис. Причем, раньше люди приходили, просили в долг какие-то товары для детей, школьные принадлежности, а сейчас они даже этого боятся, потому что не знают, что будет с зарплатой. Это все наши люди, мы их знаем, живем с ними бок о бок, и понимаем их проблемы. Вот так людей вынуждают уезжать в Европу, в Россию, еще куда-то, остаются эти дети беспризорные, никому не нужные. Это тоже очень большая проблема. И бизнес потихонечку угасает, и оптимизм у нас угасает».
Мария ГУЗУН, предприниматель
«Торговая деятельность процветает, когда есть люди. Много, мало, но они элементарные продукты питания покупают, и мы можем заплатить налоги и как-то существовать. Миграция населения очень сказывается. Кроме того, покупательская способность низкая, зарплаты у людей маленькие. Государство никак нас не поддерживает, а у местных властей просто нет средств на это.»
Примар города Басарабяска Валентин Чимпоеш утверждает, что развитию мелкого предпринимательства мешает несогласованность действий законодательной и исполнительной власти. В качестве примера он приводит ситуацию с общественным транспортом. Водители маршрутных такси уже неоднократно обращались в Горсовет с просьбой повысить тарифы на проезд, аргументируя это тем, что за последние несколько лет существенно подорожали и запчасти, и топливо, повысились минимальная заработная плата и налоги. Если оставить тариф на прежнем уровне – 2 лея, то это не позволяет владельцам маршруток даже покрывать затраты на их содержание, не то что вкладывать в улучшение условий для перевозки пассажиров. Советники из противоборствующих примару партий объясняют свою позицию тем, что повышение стоимости проезда больно ударит по социально незащищенным слоям населения, которых в городе большинство.
Валентин ЧИМПОЕШ, примар г.Басарабяска
По информации отдела экономики, в районе Басарабяска на 1 января 2017 года числилось 1983 экономических агента, 50 из них было зарегистрировано в течение последнего года, 36 за это же время официально закрылось. Но на самом деле недействующих фирм гораздо больше, их не закрывают только из-за того, что это гораздо сложнее, чем открыть собственное дело. Почти 88% всех предприятий относятся к мелкому и среднему бизнесу. Крупных фирм в районе нет, оставшиеся 12% – это бюджетные организации и НПО.
Третье заседание Горсовета Басарабяска подряд было сорвано в пятницу, 18 августа. На этот раз – по причине отсутствия кворума. К началу сессии в зале сидели только 9 советников от Нашей партии. Советники от ПСРМ и ПКРМ, а также советник от ДПМ не явились.
Ремонтные работы в теоретическом лицее «А.ПУШКИН» начались в конце июля. В качестве приоритетной задачи был обозначен ремонт пищеблока. Средства на эти цели были выделены школе районным советом.
Сотни молдавских граждан, поработавших в свое время за границей, а после — вернувшихся домой, сейчас получают европейские пенсии. Это стало возможным благодаря соглашениям о социальной защите, которые были заключены Республикой Молдова с 13 государствами, а также на базе национальных законодательств этих стран.
На сегодняшний момент Республикой Молдова подписано 13 соглашений о социальной защите — с Болгарией, Португалией, Румынией, Чехией, Эстонией, Австрией, Люксембургом, Бельгией, Польшей, Венгрией, Литвой, Турцией, Германией.
КАК УСТАНАВЛИВАЕТСЯ И РАССЧИТЫВАЕТСЯ ПЕНСИЯ МИГРАНТАМ?
Однако наряду с этим Республикой Молдова до сих пор еще не были подписаны соглашения о социальной защите с теми странами, где трудится наибольшее число молдавских граждан. Среди этих стран числятся Италия, Греция, Франция, США, Канада.
«В процентном соотношении в Российской Федерации и Италии проживает около 75% всех молдаван, уехавших на заработки на границу. Свыше 60% работают в России и примерно 7–8% — в Италии. И вот здесь возникает проблема: почему Республика Молдова не продвигается в этом вопросе? Отчасти это объясняется нашей неспособностью вести переговоры и продвигать намеченную повестку дня», — говорит экономист Юрие Моркотыло, эксперт Независимого аналитического Центра Expert-grup.
«Существует множество факторов, позволяющих, к примеру, итальянской стороне ничего не предпринимать в этом плане. Нам известно, что в последние годы эту страну потряс экономический и финансовый кризис, к которому прибавился еще и миграционный кризис. В некоторых вопросах нам не удается прийти к согласию, которое устроило бы обе наши страны», — поясняет, в свою очередь, Елена Мунтяну, начальник отдела соглашений Министерства труда, социальной защиты и семьи.
Итальянское государство выплачивает пенсии молдавским гражданам и в отсутствие соглашения с Республикой Молдова. Условия, однако, отличаются.
«Если вы зарегистрированы в Италии, как румынский гражданин, то в этом случае вам положено выйти на пенсию в возрасте 70 лет и 7 месяцев при условии, что вы проработали в Италии не менее 5 лет. Для тех, кто работал в этой стране, имея на руках вид на жительство, пенсионный возраст наступает в 66 лет и 7 месяцев. Начиная с 1 января 2019 года, он будет составлять 66 лет и 11 месяцев», — разъясняет Виктор Кройтор, координатор кишиневского партнерского Бюро территориальной помощи и консультативной деятельности в области международного законодательства (ACLI).
Жительница Кишинева Ана Попеску проработала в Италии 12 лет. Мы встретили ее в бюро ACLI, куда она пришла, чтобы подать документы на получение пенсии от итальянского государства.
Главные условия для получения итальянской пенсии — окончательное возвращение домой и достижение минимального пенсионного возраста. Подобно Ане Попеску, в бюро ежедневно обращается за консультацией несколько десятков человек.
Для принятия к рассмотрению досье должно содержать следующие документы:
Справка с места жительства и о составе семьи;
Паспорт с пограничной маркой (в качестве доказательства, что человек вернулся в страну проживания);
Банковский счет в евро.
Время рассмотрения поданного пакета документов составляет от шести до восьми месяцев.
«Выплаты мы проверяем отсюда, из Кишинева. Чем больше человек выплатил, тем выше размер его пенсии. Деньги поступают на банковский счет и выплачиваются банком в евровалюте здесь, в Молдове», — уточняет Кройтор.
Если размер пенсии превышает сумму в 80 евро, то она выплачивается ежемесячно. Если же пенсия не достигает указанной суммы, перечисление производится дважды в год. На протяжении последних трёх лет примерно 500 человек прошли эту процедуру и уже получают пенсию, предоставленную итальянским государством.
Мигранты, которые хотят остаться в Италии и получать там пенсию, должны проработать в этой стране не менее 20 лет.
«Для тех, кто хочет остаться в Италии, существуют и другие виды выплат — „assegno sociali” –, которые пенсионер начинает получать по достижении 65 лет и семи месяцев, при условии пребывания в Италии не менее 10 лет. Если годовой доход человека, проживающего в Италии, не достигает 5 000 евро, то он может рассчитывать на этот тип социальной помощи, сумма которой составляет примерно 400–500 евро», говорит Виктор Кройтор.
В отношении Российской Федерации дело обстоит совершенно иначе.
«После 2014 года в российской экономике наблюдается кризис, который отразился и на рынке рабочей силы. Конечно, молдавские мигранты не очень массово представлены на этом рынке, однако проблема мигрантов является одной из приоритетных в повестке дня внутренней политики Российской Федерации, и они решили ужесточить законодательство», — утверждает эксперт Юрие Моркотыло.
Республика Молдова подписала Соглашение о социальной защите с Россией еще в 90-х годах прошлого века, однако кишиневские власти признают, что нормы, прописанные в этом соглашении, устарели, и документ следует обновить.
«Власти Российской Федерации уже демонстрируют интерес к этому вопросу, прислав проект соглашения. У нас на руках имеется реальный текст данного проекта. По меньшей мере, уже в этом году намечено проведение переговоров между профильными специалистами», — говорит начальник отдела соглашений Министерства труда, соцзащиты и семьи Елена Мунтяну.
«Одним из рычагов давления со стороны Российской Федерации, помимо торговых эмбарго, является миграционный канал. Высылка граждан Республики Молдова не носила массовый характер, однако Российская Федерация применила это оружие в отношении Грузии после вооруженного конфликта 2008 года», — добавляет Моркотыло.
Эксперты уже в течение многих лет говорят о необходимости оживления переговорного процесса в плане принятия данных соглашений. Они предлагают свои решения назревшей проблемы.
«Существуют определенные международные платформы, на которых наши делегации могут обсудить эти проблемы и указать пальцем на россиян и итальянцев, тормозящих подписание данных соглашений. В рамках нескольких международных конференций наши делегации могут включить в повестку дня вопрос о миграции в Восточной Европе и предложить изучить этот вопрос на примере Республики Молдова. Когда эта информация дойдет до ушей чиновников, ответственных за вопросы миграции на международном уровне, а также станет достоянием общественности, тогда появятся дополнительные рычаги давления. Кроме того, можно будет задействовать и другие механизмы, в том числе и лобби-кампании, однако в настоящий момент мы располагаем не слишком значительными институциональными и финансовыми возможностями на правительственном уровне, чтобы участвовать в подобных кампаниях», — подчеркивает эксперт Юрие Моркотыло.
По официальным данным, в Республике Молдова имеется около 500 так называемых европейских пенсионеров, а точнее, молдавских граждан, получающих пенсию от стран ЕС, в которых они работали, на основе Соглашений о социальной защите, заключенных этими государствами с нашей страной. Наряду с этим, более 1000 заявлений на получение европейских пенсий находятся в процессе рассмотрения. Однако трудно с точностью установить, сколько всего граждан получают пенсии или иную социальную помощь со стороны других стран.
«Сложно установить точное число пенсий, даже таких, что были получены на базе соглашений. Государства не обязаны ставить в известность Национальную кассу социального страхования о том, что они выплачивают кому-либо пенсию. Существует лишь три соглашения (с Литвой, Болгарией и Эстонией), согласно которым выплата пенсий производится при участии данного госучреждения, и в этом случае CNAS может осуществлять контроль над данными. Зачастую граждане скрывают тот факт, что они работали не в Молдове». Основная волна ждет нас впереди, примерно в течение ближайших 5–7 лет», — подчеркивает Елена Мунтяну.
Прогнозы относительно роста числа соискателей пенсий и социальных пособий со стороны тех стран, в которых работали или продолжают работать молдавские мигранты, должны заставить власти интенсифицировать переговорный процесс в направлении подписания двухсторонних соглашений. И здесь эксперты дают наиболее подходящие рекомендации, которые могут решить данную проблему. Остается дождаться и соответствующих действий.
Авторы: видео: Филип Бырсан, текст: Виктория Думбравэ, видеомонтаж/графика: Константин Таран, Андрей Гаджиу