Кенза — активист, который борется против всех видов отходов. Кенза, вместе с группой молодых алжирцев из «Нес-эль-Хейр», проводит информационные кампании против отходов и устанавливает огромное хлебное хранилище в центре Алжира. Также, совместно с брендом, который ежедневно может накормить около 1000 человек, они проводят широкомасштабную акцию солидарности по модели «ресторанов сердца». Интересно, что столовые приборы данного бренда на 100% подлежат вторичной переработке, а электричество, которое будет использоваться брендом, будет поступать от фотоэлектрических панелей
День: 17.12.2018
О необходимотси медиаграмотности, политизации молдавских СМИ, информационной войне и разнице менталитетов Анета Гонца, кандидат наук, медиаэксперт и предодаватель факультета журналистики Молдавского государственного университета рассказала Бас-ТВ после ознакомительного визита в Германию, который состоялся в декабре 2018 года. . В течение недели представители молдавских школ, СМИ и НПО посещали различные учебные заведения, в которых преподается медиаграмотность.
— Когда и в связи с чем в Молдове заинтересовались медиаграмотностью?
— У нас медиаграмотность никогда не была приоритетом политики Молдовы. Это началось где-то в 2015-2016 годах, как ответ на такие феномены, как манипулирование, дезинформация, пропаганда и фейки. Это феномены, которые развиваются очень агрессивно в последние годы. И особенно агрессивно они развиваются в предвыборных кампаниях. Вот тогда мы осознали, насколько важна медиаграмотность. И под «мы» я имею в виду не государство, а именно неправительственные организации Молдовы, которые хором сказали: «Нужно что-то делать, потому что невозможно уже контролировать эти феномены».
Первые тренинги начались в начале 2014 года, когда Центр Независимой Журналистики провел несколько встреч медиаэкспертов и журналистов с целевыми аудиториями, то есть с учениками в лицеях, школах, университетах. Начались дебаты, дискуссии с людьми, чтобы объяснить им, что такое вообще масс-медиа, почему это важно, почему важно различать настоящие новости от фальшивых, почему важно вообще мыслить критически и быть скептически настроенными к информации.
— А на этих встречах с представителями общественности были представлены различные возрастные категории?
— Сначала не было возрастных категорий. Только ученики и студенты. Постепенно Центр независимой журналистики вместе с Deutsche Welle Akademie, Irex Europe, Internews (это три больших партнера, с которыми мы работаем в Молдове) начали проводить тренинги с различными целевыми аудиториями. Irex Europe, например, сейчас, запустил крупный проект в районах Молдовы, касается библиотекарей. Они проводят с ними тренинги, потом уже сами библиотекари будут проводить уроки или курсы медиаграмотности с посетителями библиотек и другими людьми. Но это происходит постепенно.
— Как вы считаете, у вас уже есть уникальный опыт в медиаграмотности? Что бы вы могли посоветовать другим?
— Вы знаете, сказать, что мы имеем уникальный опыт, я не могу. Я не знаю, что делается в других странах. Поэтому, возможно, то, что я считаю уникальным для нас — это общее для всех. Все-таки постсоветское пространство в чем-то схоже. Как Вы знаете, у нас есть проблема, например, с языком населения. Государственным языком является румынский, кроме нее есть еще русский, а также проблемные территории, такие как Приднестровье и Гагаузия. То есть уникальность нашей страны в том, чтобы найти общий подход ко всем этим регионам. Мы должны понять всех, чтобы найти соответствующий подход. Поэтому, когда издали учебник по медиаграмотности на румынском, его нужно было перевести на русский, а в таком случае обязательно приходится что-то добавлять или наоборот убирать, потому что все нужно адаптировать.
— После мероприятий, которые вы проводите для библиотекарей, студентов, к вам приходят люди, которые говорят, что обнаружили фейки?
— Благодаря Ассоциации Независимой Прессы, появился проект, который называется «Stop Fals», то есть «Стоп Фейк». У них даже есть сайт, где они опровергают всю фальшивую информацию, фейки, которые пишут молдавские СМИ. Конечно, могут быть и международные, но нас все-таки интересует наш локальный контент.
Сейчас «Stop Fals» провели конкурс для всех жителей Молдовы. Они искали обычных людей, хотя бы по одному человеку из 32 районов, кто хотел бы стать сотрудником в проекте stopfals.md. Они должны были стать менторами, медиаэкспертами по мере их знаний и восприятия. Они следили за всем, что пишет пресса. И если в локальных газетах, на сайтах, по телевидению им случалось видеть что-то, что казалось ложью или не совсем правдой, то они писали об этом журналистам в Кишинев, и начиналось расследование. Проект собрал 35 сотрудников. Они так и называются — корреспонденты Ассоциации независимой прессы «Stop Fals». Работают они уже год.
Недавно была большая конференция, на которой корреспонденты рассказывали, что делали в течение года. Было интересно послушать, как они понимали, где фейк, где ложная информация, и что они делали, как сотрудничали с журналистами, как объясняли людям из сел и населенных пунктов, почему это фейк. И они этим так гордятся! Очень хороший проект получился.
— Организации по медиаграмотности сотрудничают с государственными органами?
— Единственное сотрудничество сейчас — на уровне Министерства образования по изданию и одобрению программ по медиаобразованию. Сначала была принята программа, а затем изданы учебники. Но это, конечно, не идея Министерства, а Центра независимой журналистики. Но Министерство согласилось, так как тоже осознало необходимость работы в данном направлении в учебных учреждениях Молдовы.
— Что нового из области медиаграмотности Вы узнали во время поездки в Германию?
— Полезность этого визита для меня неоспорима. Я стараюсь применять элементы медиаобразования в своей повседневной деятельности в Молдавском Государственном Университете на факультете журналистики, и то, что я услышала / увидела в Германии, поможет мне взглянуть на это явление еще шире, чем раньше. Из того, что я услышала от коллег в Германии, я думаю, что мы в Молдове занимаемся именно медиаграмотностью, а не медиаобразованием. Сейчас у нас другой подход, или, по крайней мере, не такой интегративный, как в Германии. Поскольку элементы того, что они называют медиаобразованием (очень сложное явление), мы делаем это на уроках информатики, например, или в гражданском образовании и так далее. Медиаграмотность, однако, является компонентом медиаобразования, и, похоже, именно на этом мы сейчас сосредоточиваемся, в контексте фальшивых новостей и дезинформации.
— Какие встречи и мероприятия особенно запомнились?
— Что касается встреч, которые мне особенно запомнились и были полезными для меня, это в первую очередь посещение n-ost, неправительственной организации, которая разработала набор упражнений по медиаграмотности по названием „Медиадетектор». Также мне запомнился визит в гимназию имени Мари Кюри в Эрфурте и посещение Эрфуртского Университета, так как там студенты представили нам свои небольшие проекты по медиаграмотности. Это было очень вдохновляющее.
— И последний вопрос. Какие шаги должны быть предприняты для дальнейшего развития медиаграмотности в Молдове?
— Мы не должны останавливаться. Это очень важно. И еще нужно помнить, что медиаграмотность все-таки не только война против фейков и манипуляций. Медиаобразование — гораздо больше. Нужно начать, наверное, с первых классов и внедрять его в различные курсы. Например, сделать медиаграмотность не отдельным уроком, а частью таких дисциплин, как родной или иностранный языки и литература. Объяснить, внедрить элементы медиаобразования, затем информатики, во все дисциплины. Медиаобразование — более широкое понятие, и это нужно развивать. Мы пока только учимся. Ознакомительные поездки и обмен знаниями с коллегами из других стран, конечно, является для нас большой поддержкой, которую мы стараемся использовать.