Готовясь к одному из выпусков «Этно-Молдова», съёмочная группа проекта отправилась в гости к маэстро Евгению Дога. В его доме в центре Кишинева каждая деталь имеет особый смысл, напоминая композитору о дорогих сердцу событиях, людях, местах. Здесь есть реликвии, бережно хранившиеся его мамой в Каса маре, в родном доме маэстро в селе Мокра.
Несмотря на то, что у Евгения Дога была возможность жить в любом уголке мира, он решил вернуться на родину, продолжая продвигать национальную культуру Молдовы на международном уровне. Большую часть времени маэстро теперь проводит в своём доме, расположенном в центре Кишинева, где он сочиняет музыку и часто предаётся воспоминаниям.
«В нашем доме в селе Мокра, как и во всех крестьянских домах, была комната, которая называлась «Каса маре». Там все, до мельчайших предметов, было на своих местах. Никогда не было беспорядка. Подушки красиво стояли на кровати, стояли так, как будто к ним вообще не прикасалась человеческая рука. Самыми ценными в Каса маре были иконы. И свои самые трагические, и самые радостные, эмоциональные переживания хозяин дома раскрывает там, перед иконой. У меня тоже в доме есть Каса маре. Тут вмещается не только моё родное село, тут есть мама и все, что связано с её именем, с тем, что сделано ее руками. Это представляет для меня огромную ценность. Например, вот этот ковер. Я ни за что на свете не расстанусь с ним, потому что ковер мама соткала незадолго до ее ухода на небеса. Есть дорожки, которые вешали на стену. Я помню, что мама пряла эту шерстяную нить, красила ее, несла к речке», — рассказывает Евгений Дога.
Каждый раз, возвращаясь на родину, композитор говорил, что едет к маме. По его словам, это было космическое ощущение. Он вспоминает, что приехал неожиданно, посреди ночи, но ворота были открыты и его ждала мать.
«Не знаю, удастся ли мне это, но я очень хотел бы пожить в Мокре хоть несколько дней, ходить босиком по селу, каждый уголок которого знаю, каждый камень помню, особенно, те, что вдоль дороги. Я часто разбивал о них ноги, потому что я никогда не шел, я носился по улицам, я очень любил бегать. В нашем селе были восхитительные музыкальные традиции. Столько красивых песен исполнял дел Федот Мурга. Я уверен, что все это была его импровизация. Какие замечательные мелодии были! На всех событиях, на свадьбах их играли. Это был целый, хорошо срежиссированный спектакль. Все начиналось в пятницу вечером и продолжалось в субботу, в воскресенье. Эта церемония длилась три дня и происходила в домах жениха и невесты. Гости, обвязанные рушниками, приезжали на разукрашенных лошадях, на телегах, покрытых коврами. Это было очень красиво и интересно!» — делится своими воспоминаниями маэстро.
По словам Евгения Дога, все, что связано с родным селом, с родительским домом, с традициями предков, для него свято.
«В нашем селе жили и украинцы, и молдаване, и поляки. В одно время и евреи жили. У нас не было проблем. Я вспоминаю, что встречались, к примеру, два человека: один — украинец, а другой — молдаванин. Если первый признес «Бунэ зиуа!», ему отвечали так же. Вспоминаю и о поляках. Они говорили: «Dzień dobry» и молдаване отвечали: «Dzień dobry»! Все владели языками своих соседей. Это важно. Мы даже не осознавали, что они поляки или украинцы. Они просто говорили на своем родном языке», — говорит г-н Дога.
Евгений Дога входит в число самых талантливых, популярных и любимых композиторов современности как в Молдове, так и в других странах. Ему присвоено множество званий и наград, а вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» был признан ЮНЕСКО одним из главных музыкальных шедевров XX века.
Эту и другие истории людей, которые идентифицируют себя с Молдовой, смотрите в передаче «Этно-Молдова» в воскресенье, 24 декабря, в 15.30 на Jurnal TV и в 20.30 на BAStv.
Проект поддерживает Фонд IREX в Молдове и Посольство США в нашей стране.
Автор: Людмила Топал
Подписывайтесь на наши социальные сети: Telegram, YouTube, Facebook и Instagram. Здесь мы публикуем новости кратко и наглядно!