Без права на работу и средств к существованию

Статья 43 Конституции Республики Молдова гласит, что каждый человек «…имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и удовлетворительные условия труда, а также право на защиту от безработицы». Однако, когда в стране начинает действовать режим чрезвычайного положения, некоторые права человека действовать перестают. 16 марта был закрыт Центральный рынок Кишинева, а вслед за ним и рынки по всей стране, в том числе и в Басарабяске. Владельцы небольших магазинов, расположенных на территории рынков, говорят, что поняли ситуацию и согласны были ждать две или три недели, однако за два месяца безработицы не просто потерпели убытки, но и остались без средств к существованию.

Галина Апостол, владелица продуктового магазина:

«Мы терпели 1-2 недели. На территорию рынка мы никак не могли попасть, так как стояла полиция, и если бы мы зашли, нам бы поставили штраф. Скажите, как нам продать этот товар, если мы не можем попасть на территорию рынка? Мы тысячами выкидывали товар. Да, мясо я заморозила, но это не тот товарный вид, его мне тоже придется выкинуть. Продукты ведь имеют срок годности. Что нам делать с этим товаром? Нас всегда пугают на этом рынке, чуть что-то не так, сразу же ставят штраф. Мы ведь платим налоги, почему на нас постоянно давят?».
Галина Апостол
владелица продуктового магазина

Правительство, в свою очередь, объявило, что все патентообладатели получат единовременную помощь в размере 2 770 леев. Однако, как утверждают предприниматели, этого недостаточно даже для покрытия первоочередных расходов.

Валентина Коваленко, владелица вещевого бутика:

«Эту помощь в 2 770 леев придется потратить на то, чтобы задним числом оплатить социальный фонд. А что останется для семьи?»

Анжела Задыр, владелица вещевого бутика:

«Многие сейчас будут говорить о том, что нам государство выплатит единовременное пособие. На данный момент у меня выплата ко кредиту составляет 2 690 леев. Посчитайте пожалуйста, сколько, после оплаты кредита, мне останется на жизнь. Мы эти деньги еще даже и не получили, но не работали мы 2 месяца, а нам платят как за 1».

Доктор права, адвокат Павел Мидриган, в свою очередь, считает, что государство просто не в состоянии сейчас оказать большую помощь представителям бизнеса.

«Государство не может дать больше. Откуда ему взять столько средств? Ведь за счет бизнеса, в основном, и пополняется бюджет. Конечно, ситуация сложная, но нужно всем проявить солидарность, ведь есть категории людей, которым государство просто обязано помочь. А в данном случае предпринимателям нужно искать какие-то резервы, средства, чтобы платить людям зарплату. Должны войти в положение и банки и давать предпринимателям кредиты. В Европе банки их дают сейчас всего под 1%. А для патентообладателей нужно просто отменить выплату по патентам», - утверждает эксперт.
Павел Мидриган
Доктор права, адвокат

Несмотря на разрешение комиссии по чрезвычайным ситуациям Республики Молдова с 12 мая открыть все рынки страны, за исключением кишиневского и бельцкого, рынки Басарабяски еще на несколько дней остались закрытыми. Такое решение приняла районная комиссия по ЧС, учитывая резкий рост числа инфицированных COVID-19 в городе и селах района. Владельцы торговых точек посчитали это несправедливым, так как большого скопления людей на бессарабских рынках нет.  

Софья Омельянович, владелица вещевого бутика:

«Мы не пришли к ним с протянутой рукой просить помощи или пособия, мы только просим разрешить работать, чтобы нам было на что жить».
Софья Омельянович
владелица бутика

С 16 мая продуктовый и вещевой рынки в Басарабяске возобновили свою деятельность, но предприниматели считают, что их права были нарушены, так как владельцы торговых точек изначально были поставлены в неравные условия. В то время как магазины на территории рынка были закрыты, все остальные работали и обслуживали десятки, а то и сотни покупателей в течение дня. Примар города Валентин Чимпоеш считает, что правила карантина должны быть одинаковыми для всех.

Валентин Чимпоеш, примар г.Басарабяска: 

«Чрезвычайная комиссия приняла решение не открывать рынок. На комиссии я выступил за то, чтобы рынок открыли, но соблюдали все меры предосторожности. На вещевом рынке есть все условия для того, чтобы  люди заходили в бутики по 1 человеку. СЭС высказался против, руководство больницы тоже, но я считаю, что если мы сегодня не позволяем открыть рынок, то мы должны закрыть все, раз уж существует угроза распространения вируса».

О несправедливости мер, введенных правительством, говорит и владелец одной из двух ветеринарных аптек, расположенных на территории рынка, которые также на время карантина пришлось закрыть.

Липарит Косян, владелец аптеки:

«Обычные аптеки везде работают, а наши были вынуждены закрыться из-за того, что находятся на рынке. Хотя у нас на рынке немного людей, гораздо меньше, чем в супермаркетах. Нужно было разрешить работать хотя бы аптекам, мы бы соблюдали все требования. Мы закупили товар и надеялись его продать, а сейчас он просто лежит. У некоторых лекарств есть срок годности, и они начинают портиться».
Липарит Косян
владелец аптеки

Эксперты, в свою очередь, считают, что такие меры не являются дискриминацией по отношению к предпринимателям, работающим на рынке, однако, местные власти могли бы пойти им навстречу.

«Есть более важные права, такие как право на жизнь, ведь мы сейчас все боремся за жизнь. Я считаю, что в этом нет дискриминации. Хотя, есть рынки маленькие, не такие как в Кишиневе, и именно поэтому были даны полномочия местным органам власти, чтобы они вникли в ситуацию и принимали решения. Если бы бизнесмены предприняли все необходимые меры безопасности, то, я считаю, что можно было бы пойти им навстречу и разрешить работать», - говорит доктор права Павел Мидриган.
Павел Мидриган
доктор права, адвокат

Однако, председатель района Петр Пушкарь, возглавляющй районную комиссию по ЧС, утверждает, что до окончания периода чрезвычайного положения у местных властей не было полномочий открывать рынки.

Но если с 16 мая рынки и магазины, находящиеся на их территории, уже начали работать, то деятельность кафе и баров до сих пор запрещена. Владелица бара «ALEX» в г.Басарабяска Мария Гузун говорит, что уже потеряла выручку за 2 месяца, а сотрудникам нечем платить зарплату.

«Мы закрыты с 16 марта, и 2 месяца сидим без выручки. Конечно, плохо, что бар закрыт и люди сидят без зарплат, но, если посмотреть с другой стороны – кто будет в такое тяжелое время ходить в бар?», - говорит женщина.
Мария Гузун
предприниматель

Несмотря на то, что чрезвычайное положение в Молдове отменили 15 мая, спортивные залы, театры, музеи, бассейны, концертные залы и фитнес-центры останутся закрытыми как минимум до конца мая. Будет ли оказана какая-либо помощь владельцам заведений, деятельность которых была приостановлена на несколько месяцев, в заявлениях правительства не говорится.

Автор: Елена Сибова

Bалютный курс: 03 Ноя 2022
EUR : 19.0778 MDL-0,0938 ▼
USD : 19.2733 MDL-0,0227 ▼
RON : 3.8839 MDL-0,0181 ▼
RUB : 0.3132 MDL-0,0003 ▼
UAH : 0.5221 MDL-0,0004 ▼