Жертвами насилия в семье, в том числе и сексуального, часто становятся дети, оставшиеся без присмотра родителей. В с Абаклия р-на Басарабяска в прошлом году был выявлен случай попытки изнасилования несовершеннолетней девочки со стороны ее отчима.
Мать уехала работать за границу, оставив 2-х своих дочерей с мужем. О том, что происходит дома, она даже не догадывалась.
ВЕРА КАЗАКУ, СОЦ. РАБОТНИК В ПРИМЭРИИ С.АБАКЛИЯ
— Он объяснял это тем, что просто купал ее… Был период, когда мы забрали младшую девочку и отдали ее на время в семью родственников. Вы знаете, что дети приходили ко мне ночью, я работала допоздна в примэрии. Я интересовалась, почему они пришли так поздно, они говорили мне, что просто увидели свет в окнах. Их семья жила около примэрии. Мы стали задавать девочкам вопросы, они говорили: «Папа выгнал нас. — Почему он вас выгнал? — Потому что разозлился». Он был настолько пьян, что не мог забрать детей домой. Я много раз говорила с ними, но они никогда не рассказывали, что происходит что-то не то.
В конце концов, правда раскрылась, и отчим был приговорен к лишению свободы. До недавних пор обсуждать эти случаи публично никто даже не пытался: на тему домашнего насилия было наложено табу, особенно в селе, где считается позорным выносить сор из избы. Поэтому органы правопорядка зачастую узнают о случаях агрессии слишком поздно. Четыре года назад в борьбу с этим явлением активно включились органы местной власти: во всех населенных пунктах Молдовы началось формирование междисциплинарных территориальных групп. Их роль заключается в том, чтобы своевременно заметить признаки совершения насильственных действий в семьях и помочь полиции в их пресечении.
— Бывает, когда участковый инспектор или другой сотрудник полиции выявляет случаи домашнего насилия. Но чаще всего жертва сама обращается в полицию и говорит, что пострадала от агрессии. Соседи часто звонят и сообщают о таких случаях, примары зовут нас, когда что-то узнают. В каждой примэрии создана многопрофильная команда, в которую входят участковый инспектор, социальный работник, семейный врач и примар.
Такая команда работает и в селе Абаклия. Глава местной администрации Виктор Никулицэ утверждает, что он и его коллеги неоднократно помогали жертвам домашнего насилия, а в ряде случаев даже смогли его предотвратить.
ВИКТОР НИКУЛИЦА, ПРИМАР С. АБАКЛИЯ
— В нашем селе было два случая, когда были применены меры защиты от агрессора. Например, отец жестоко обращался с матерью и детьми, причиняя материальный ущерб, разбивая окна. У нас есть четыре случая, когда дети жаловались на агрессивное поведение родителей, не только отца, но и матери.
В дополнение к этому примар рассказал и о других случаях насилия в семье: когда дети избивали своих пожилых родителей, когда несовершеннолетние участвовали в кражах, убегали из дома, бросали учебу, когда родители забывали детей в детском саду.
— В более чем 30 случаях мы выходили на место, не собирая многопрофильную комиссию. Например, когда родитель или ребенок обращался к нам или мы получали информацию из учебного заведения о том, что дети не посещают школу. В этих случаях нет необходимости проводить собрания, эти проблемы могут быть решены путем общения.
В 2017 году жителями села Абаклия было подано 6 жалоб на случаи насилия в семье, и это только официальные обращения. Для рассмотрения конфликтных ситуаций многопрофильная группа провела 12 заседаний.