Наряду с солнечной и ветровой энергией биомасса, геотермальные источники и биогаз являются возобновляемыми источниками энергии, широко используемыми в мире. Хотя они обладают экономическими и экологическими преимуществами, им нелегко занять место на энергетическом рынке и их не слишком высоко ценят соседи по побережью Черного моря — из Молдовы, Украины и Грузии. Однако в этом регионе существует ряд уникальных проектов и достойных примеров их использования.
Биогаз в монастыре на севере Молдовы
Примерно через три с половиной часа езды от столицы Молдовы мы добираемся до села Зэбричень Единецкого района, где оказываемся в монашеской общине, основанной в 1999 году. Сюда удалились из мира для молитвы 20 монахов, постепенно организовав не только литургическую, духовную деятельность, но и хозяйственную. Расположенный на опушке леса, это единственный мужской монастырь на севере республики и единственный, где действует экологическая ферма замкнутого цикла. Кроме того, это пример использования отходов животноводства для производства биогаза.
«Раньше мы хранили отходы с фермы прямо на территории монастыря, и навоз, попадая на землю, загрязнял подземные воды. В середине 2013 года мы решили создать установку для выработки биогаза и обратились с заявкой о предоставлении гранта в Программу малых грантов глобального Экологического фонда (ПМГ ГЭФ), осуществляемую Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), благодаря этому нам финансировали 50 % расходов. К концу 2014 года первый биореактор уже был установлен», — вспоминает отец Доримедонт, управляющий Зэбриченского монастыря. Со временем мощность биогазовой установки выросла, а емкость хранения биореактора теперь составляет 60 м3.
После каждого богослужения всех верующих угощают горячим обедом и чашкой чая из целебных трав. Блюда готовятся на биогазе, а травы выращиваются в экологически чистых условиях — в почву вносится органическое удобрение, полученное после производства биогаза.
Получая биогаз, монашеская община решила как экономические проблемы — сокращение расходов на газ и дрова, так и экологические — связанные с санитарией, эффективной утилизацией навоза, сокращением загрязнения почвы и выбросов парниковых газов.
По информации неправительственной организации „Femeia Rurală” («Сельская женщина»), которая поддерживала монастырь при осуществлении этого энергетического проекта, подобные установки по производству биогаза, как в монастыре Зэбричень, построили ещё в четырёх хозяйствах в северном регионе Молдовы. Мощность установок составляет от 5 до 25 м3, с октября 2016 года они производят 7–12 м3 биометана в течение 24 часов.
Профессор Ион Собор из Технического университета Молдовы говорит, что ожидается, что государство поддержит инициативы по развитию способов получения возобновляемой энергии из биогаза.
То, что биогаз пригоден для хранения, относит его к категории самых удобных в использовании видов стабильной возобновляемой энергии. По словам эксперта, строительство биогазовых установок в Молдове позволит решить не только энергетическую, но и экологическую проблему — улучшить санитарные условия на территориях, где он применяется.
Ноль лари в счете за отопление
Мы находимся не более чем в 50 км от Тбилиси, столицы Грузии. По этой дороге мы въезжаем в Цилкани, славящийся древними религиозными традициями центр в восточной части Грузии, а затем продолжаем путь направо, пока не оказываемся в Эреде — окруженном лесами населенном пункте в Мцхетском муниципалитете.
Чтобы добраться до дома Отари Потшверашвили, мы проезжаем через всю деревню, следуя его указаниям по телефону. Двухэтажный дом с большой террасой на втором уровне расположен на окраине села, отсюда открывается идеальный вид на окружающие красоты — горы и лес.
Отари Потшверашвили увлечен использованием альтернативных источников энергии, что обеспечивает независимость его хозяйства от энергосетей. В нем есть несколько установок, о которых он рассказывает с энтузиазмом. Эреда — винодельческий поселок, как и весь Мцхетский муниципалитет, поэтому Отари соорудил самогонный аппарат. Это первое, что мы видим, входя в ворота. Отари описывает механизм его работы и обещает угостить нас «согревающим напитком».
Мы не поддаемся на эту провокацию и проходим между рядов тыкв, помидоров и других овощей, добираясь до другой части хозяйства. Там находится загон для скота и биогазовая система — единственная установка такого рода в округе.
Благодаря этому устройству фермер экономит до 1000 лари (312 евро) в каждом отопительном сезоне. «Это по-настоящему полезная установка — у нас большой дом, в семье семь человек, и расходы немалые. Но, используя биогаз, мы экономим минимум пять кубометров древесины каждый год», — довольно говорит Отари.
Отари Потшверашвили установил не только биогазовую систему, но и солнечную батарею. Она используется для нагревания воды, которой семья пользуется в ванной и на кухне. Также перед домом стоит солнечная сушилка для фруктов и лекарственных растений.
Энергия из сточных вод
В Одессе, в современном жилом квартале недалеко от пляжа Ланжерон, мы обнаружили менее распространенную практику экономии электроэнергии для нагрева воды — с использованием тепла от канализационной трубы. Здесь каждый день 150 семей купаются, стирают белье или готовят, повторно используя тепло сточных вод, исходящее от канализационной трубы.
Таким образом, благодаря инновационной системе на основе теплового насоса жильцы мало платят по счетам за горячую воду.
Эта инновационная система была разработана для жилых помещений группой инженеров во главе с Борисом Афанасьевым, доцентом Одесской государственной академии строительства и архитектуры, техническим директором «Sun ECO Plus». В этом 16-этажном жилом корпусе также установлены солнечные батареи, чтобы ограничить использование ископаемых видов топлива и сократить выбросы парниковых газов. Такая комбинация рекомендована профессором Афанасьевым, исходя из эффективности и быстрой окупаемости инвестиций.
В подвале жилого корпуса профессор Борис Афанасьев объясняет нам принцип работы теплового насоса. Он берет запас тепловой энергии сточных вод, охлаждая которые, генерирует новое, более интенсивное тепло. Тепловые насосы являются альтернативными источниками энергии, которые позволяют получать тепло без лишних затрат, не влияя на окружающую среду.
Здания с низким потреблением энергии
«В Европейском союзе существует новая концепция, все на нее ориентируются — здания с почти нулевым потреблением энергии (активный дом), — говорит Валентин Арион, профессор Технического университета Молдовы. Это требование должно выполняться с 2019 года на зданиях публичной собственности и с 2021 года на всех новостройках в Республике Молдова.
Пример жилья с почти нулевым потреблением энергии мы обнаружили в Кишинёве — дом инженера Серджиу Кокырлэ. Это первый житель Молдовы, установивший у себя во дворе геотермальные насосы, обеспечивающие тепло зимой и прохладу летом. В 2013 году, на первом Национальном конкурсе экоэнергетики Молдовы, Серджиу Кокырлэ был отмечен за лучший проект в области геотермальной энергетики.
Акцент на энергоэффективность
По словам профессора Валентина Ариона, внимание к развитию возобновляемых источников энергии должно идти рука об руку с энергоэффективностью. «Приоритет должен отдаваться тому, чтобы сделать всю экономику более эффективной. В то же время мы должны придумать возобновляемые источники, которые заменят использование традиционных ископаемых видов топлива», — говорит Валентин Арион. По словам эксперта, жилищный фонд в значительной степени способствует выбросам парниковых газов в Европе, в том числе и в нашей стране.
Энергоэффективность зданий является важным вопросом для многих населенных пунктов в Грузии, Украине и Молдове, добровольно присоединившихся к Соглашению мэров по климату и энергетике.
Данная европейская инициатива объединяет тысячи местных и региональных органов власти по всему миру, добровольно взявших на себя обязательство достичь целей ЕС в области климата и энергетики на своей территории. В настоящее время подписавшие стороны обязуются сократить выбросы СО2 на 40% к 2030 году и обеспечить комплексный подход к смягчению последствий изменения климата и адаптации к нему. Соглашение основано на трех основных принципах: смягчение, адаптация и обеспечение устойчивой и доступной энергетики. В целях достижения принятых на себя обязательств подписавшие стороны разрабатывают и реализуют Планы действий по устойчивой энергетике и климату, включающие меры по сокращению выбросов CO2 для смягчения последствий изменения климата.
Голос экспертов
Независимо от типа возобновляемых источников энергии, они должны быть разработаны с учетом окружающей среды. Эксперты из Украины, Молдовы и Грузии подчеркивают, что переход на возобновляемые источники энергии — обязательное условие, если мы хотим достичь основных целей Парижского соглашения об изменении климата и контролировать рост глобальной температуры на уровне менее 2°C до 2050 года. В Украине уже разработаны сценарии полного перехода на возобновляемые источники к 2050 году.
Ирина Ставчук, координатор Международной сети действий в области изменения климата в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии, говорит, что «уровень развития возобновляемых источников энергии в регионе низок и не будет расти без внедрения механизмов государственной поддержки». «Только так инвестиции в возобновляемые источники энергии станут жизнеспособными с экономической точки зрения. Правительствам следует вводить зеленые тарифы как для предприятий, так и для частных лиц с целью поощрения отечественных и иностранных инвестиций», — отмечает Ирина Ставчук.
В марте 2018 года в Республике Молдова вступит в силу новый Закон о содействии использованию возобновляемых источников энергии. Он предполагает, что к 2020 году доля возобновляемых источников энергии должна составлять не менее 17% от общего объема энергопотребления. По словам профессора Валентина Ариона, новый закон предусматривает механизм государственной поддержки инвестиций в этой сфере. «Те, кто будет инвестировать в возобновляемые источники энергии, получат поддержку через механизм feed-in (льготный тариф. — прим. авт.). Сегодня в Молдове есть инвесторы, которые ждут, иногда в течение нескольких лет, большей ясности в этой сфере», — подчеркивает эксперт.
Недавно Правительство Республики Молдова утвердило Программу по продвижению «зеленой экономики» в РМ на 2018-2020 годы и План действий по ее реализации. Задача этих документов — внедрение принципов «зеленой экономики» в Молдове в гармонии с экономическим развитием и социальным благополучием при снижении рисков для окружающей среды. В рамках Программы основное внимание будет уделяться повышению энергоэффективности и увеличению доли возобновляемых источников энергии.
«К сожалению, в Грузии нет ни закона, ни иных нормативных актов, которые бы стимулировали развитие альтернативных источников энергии, но мы работаем над этим. Недавно Грузия присоединилась к Энергетическому сообществу — международной организации, объединяющей Европейский союз и его соседей, с целью создания общеевропейского интегрированного энергетического рынка. Мы взяли на себя ряд обязательств, которые должны выполнить, включая разработку правовой базы», — говорит Гиорги Пангани, член Национальной комиссии по регулированию энергетики и водоснабжению Грузии.
Одним из наиболее эффективных механизмов стимуляции развития возобновляемых источников энергии будет зеленый тариф. Во-первых, зеленый тариф обязывает приобретать энергию, полученную из возобновляемых источников, напрямую от производителя. Чтобы не получилось так, что кто-то ее производит, но никто не покупает. То есть государство и вся распределительная сеть обязаны ее покупать.
Второй элемент — это уверенность в том, что в течение определенного периода времени они будут покупать эту электроэнергию по определенной цене, превышающей существующую в стране. Такие инвестиции будут удобными с экономической точки зрения.
Существует также такое движение, как «За энергетическую демократию». Это означает, что люди не зависят от монополиста, а пользуются энергетической демократией — они смогут производить и распоряжаться энергией по собственному усмотрению и не будут зависеть от кого-либо.