Что предпринимают местные власти для борьбы с коронавирусом, какова эпидемиологическая ситуация на сегодня, какие экономические агенты смогут возобновить свою работу и на каких условиях? Об этих и других вопросах — в интервью с председателем р-на Басарабяска Петром Пушкарь.
День: 23.03.2020
Наши в очагах коронавируса: Ирина, г.Брешия, Италия.
- Автор записи Автор: Esupport
- Дата записи 23.03.2020
Ирина Язловецкая, г.Брешия, Италия: «Переждите эпидемию дома. Это не трудно, если речь идет о вашей жизни.»
Пандемия, вызванная коронавирусом, затронула уже 157 стран мира. Количество заболевших исчисляется сотнями тысяч, жертвами COVID-19 стали более 11 тысяч человек, и с каждым днем эти страшные цифры увеличиваются. Но это не просто статистика, если она касается наших родных и друзей. Так сложилось, что в крупнейших очагах инфекции – Италии, Испании, Франции, Германии — живут и люди родом из Басарабяски. И их немало, далеко не все сумели уехать домой, а кто-то и не пытался это сделать, понимая, что может завезти вирус на родину. Как они переживают эти сложные времени? Как защищают себя и своих близких от заражения? Что советуют своим землякам в Молдове?
Редакция BAStv начинает цикл публикаций под рубрикой «Наши в очагах коронавируса». И героиней первого материала станет Ирина Язловецкая, которая уже более 5 лет вместе с семьей постоянно живет в Италии, вблизи города Брешия, расположенном в Ломбардии, где больше всего больных вирусом COVID-19
Карантин в регионе ввели 8 марта, но Ирина и члены ее семьи предприняли все меры по защите от заражения намного раньше, как только увидели, насколько быстро распространяется вирус.
Ирина Язловецкая: «Я сразу настояла на том, чтобы муж выходил из дома только в медицинской маске, очках, перчатках. Он сперва спорил, но все же прислушался ко мне, хотя тогда на улицах, в транспорте и в магазинах на него косились. Сейчас так ходят все и это считается в порядке вещей.
Второе, что мы сделали – это запаслись продуктами минимум на месяц, не потому что в супермаркетах они могут закончиться, а чтобы лишний раз не выходить из дома.
И действительно, за последние 3 недели мы вышли лишь пару раз, а моя мама, которая уже в пожилом возрасте, дальше нашей террасы вообще никуда не выходит.
Чтобы не занести заразу в дом, мы, возвращаясь из магазина, разуваемся и снимаем верхнюю одежду внизу, переодеваемся и сразу кидаем вещи в стирку, а обувь моем и дезинфицируем. Свой день я начинаю с того, что протираю дезинфицирующим раствором окна, подоконники, двери, перила террасы. Может, это и перебор, но так мне спокойнее, так я забочусь о здоровье своих близких.
А еще мы стараемся поддерживать свой иммунитет: пьем свежевыжатый апельсиновый сок, едим фрукты, овощи, чеснок, лук. Мне кажется, что это тоже хорошая защита от инфекции, но все-таки лучший способ не заболеть – это сидеть дома. Да, сложно, тоскливо, невыгодно, потому что проедаем свои сбережения вместо того, чтобы зарабатывать, но глядя на то, что происходит вокруг, понимаешь: главное – не заболеть, просто выжить, потому что люди каждый день умирают сотнями, больницы переполнены, и заражаются не только старики.
Мы все молились за мою подругу, которая заболела коронавирусом на 8-м месяце беременности и 3 недели находилась между жизнью и смертью, на искусственной вентиляции легких. Сегодня ей стало лучше, она начала дышать самостоятельно. Надеемся, с малышом тоже все будет в порядке. Но пришла плохая новость от другой подруги – ее 45-летний муж заболел, началась типичная для этого вируса одышка, но его даже не забрали в больницу, потому что мест нет, привезли кислородную маску, лекарства и оставили на домашнем лечении, которым занимается его сын, студент 1 курса мединститута, остальных членов семьи изолировали.
Вот так и живем – переживаем то за одного, то за другого. Стараемся не поддаваться панике, хотя иногда становится реально страшно, когда видим из окна опустевшие улицы и слышим о все новых и новых заболевших, об огромном количестве трупов, которые вывозят военными машинами.
Конечно, следим за ситуацией в Молдове, и радуемся тому, что власти страны гораздо раньше стали предпринимать жесткие меры, чем это сделало правительство Италии. Думаем, это сдержит распространение вируса. Но многое зависит от людей, от того, насколько серьезно они относятся к происходящему.
Я хочу призвать всех своих родственников, друзей, знакомых к тому, чтобы они переждали этот период дома, максимально ограничили любые контакты с другими людьми, воздержались от походов в гости, от прогулок, от поездок в общественном транспорте, взяли в привычку тщательно мыть руки, дезинфицировать все, что заносите в дом. Это не так трудно, если речь идет о здоровье, а может, и о жизни.
Берегите себя! Вы нужны друг другу!»
Чудовища в нашей голове. Неизвестная статистика
- Автор записи Автор: Esupport
- Дата записи 23.03.2020
Мне 18 лет. В 12-летнем возрасте меня часто одолевали навязчивые мысли о смерти. О смерти вообще, как о явлении. Позже я начала представлять себе собственную смерть, и возможно, это перешло в мысли о самоубийстве. Но это были всего лишь мысли. А сейчас я ежедневно раздумываю, каким способом лучше покончить с собой, и это уже вошло у меня в привычку. И так продолжается вот уже несколько лет.
Иногда я думаю о том, что лучше бы мне заболеть какой-то неизлечимой болезнью. Это было бы намного проще, чем пытаться умереть самой. Я жива только потому, что боюсь смерти и мне жалко маму, я ее люблю, но мне не хочется жить. Я понимаю, что проблема во мне, но не знаю, как с нею справиться. Мне неловко говорить о себе и своих чувствах. Я рада, что моя смерть огорчит лишь очень немногих людей. Мне не хочется, чтобы кто-то страдал из-за меня. Каждый день я много и без причины плачу.
Лягу на пол и плачу, думаю, какая же я жалкая. Однажды я написала прощальную записку. Сложила и сунула в кошелек. А потом начала искать статьи о том, как завязывать узлы. Отправилась в магазин, чтобы купить веревку, но придя туда, ужаснулась своих мыслей и начала плакать. А недавно пришла к мысли, что смерть – это единственная возможность разрешить все свои проблемы. Сама не знаю, зачем пишу это… Скорее всего, хочу дать себе еще один, последний, шанс.
Это анонимное сообщение – лишь одно из более чем 3500 (трёх с половиной тысяч), присланных в чат Зеленой Линии по предотвращению суицида в Республике Молдова, которая действует в течение вот уже семи лет. «В этом письме довольно точно описан внутренний конфликт человека, который на самом деле пытается побороть мысли о самоубийстве. Ей не хочется совершать этот шаг, но она испытывает страшное отчаяние», говорит психолог Люба Чебан, основательница Зеленой Линии по предотвращению суицида.
Ежегодно в мире свыше восьмисот тысяч человек кончают жизнь самоубийством. Это значит, что каждые 40 секунд кто-то добровольно уходит из жизни. По меньшей мере, таковы данные, представленные Всемирной Организацией Здоровья (ВОЗ). Таким образом, суицид является одной из 20 основных причин смертности в мире, а число попыток самоубийства почти в 25 раз выше.
В нашей стране случаев самоубийств на 20% больше, чем в других европейских странах. Согласно данным Национального бюро статистики, в прошлом году 489 человек покончили с собой. А чтобы узнать реальное число тех, кто решился на добровольный уход из жизни, следует, по рекомендации ВОЗ, умножить это число на 5.
Смертей от суицида больше, чем погибших в автокатастрофах
Даже если эта цифра и не отражает реального положения вещей, официальные данные показывают, что количество самоубийц в два, а то и в три раза превышает число погибших от рук убийц или в результате дорожно-транспортных происшествий.
И пока государство принимает повышенные меры для предотвращения дорожно-транспортных происшествий и борется с преступностью, тема самоубийств остается практически вне зоны внимания властей, утверждают специалисты в области психических расстройств. Сложные семейные отношения, безответная любовь, а также неизлечимые заболевания и трудная финансовая ситуация – вот основные причины, приводящие к попыткам самоубийства
Не менее 200 000 молдаван страдают от депрессии, что, по утверждению ВОЗ, является одной из главных причин, побуждающей людей к самоубийству.
То, о чем не принято говорить
«Беседуя с этими людьми, мы пытаемся выяснить, что именно их терзает, потому что практически в каждом случае основным фактором, вызывающим суицидальные намерения, является психологическое страдание, которое человек не в состоянии выносить», говорит Люба Чебан. Как утверждает специалист, люди нуждаются в эмоциональной поддержке, им хочется излить свою боль, чтобы хоть немного облегчить эту ношу, которая их «ужасно тяготит». Стоит человеку освободиться от этих психологических переживаний, как его сознание проясняется и он начинает искать действенные и надежные способы решения своих проблем. В противном случае человек зачастую предпринимает попытку самоубийства.
Люба Чебан основала Зеленую Линию по предотвращению суицида в конце 2012 года, по возвращению в Молдову из США, где она принимала участие в программе по обмену опытом. Ее вдохновили методы, которые практикуются в этой стране.
Но с годами ее энтузиазм поутих, после того, как пришлось неоднократно столкнуться с равнодушием, а зачастую и с враждебным отношением со стороны властей. А ведь ни в одном из регионов Молдовы нет даже горячей линии, на которую люди имели бы возможность позвонить в случае, если их одолевают мысли о самоубийстве и необходимо излить кому-то душу. «Молдова не может предложить решение данной проблемы», разочарованно и даже в какой-то мере обреченно констатирует Люба Чебан.
Ни единой национальной программы
Согласно Всемирной Организации Здоровья, Республика Молдова находится на 15-ом месте в списке стран с наиболее высоким процентом самоубийств. С показателем в 15,9% наша страна расположилась между Финляндией и Австрией, всего на 0,5% превышая средний показатель, который составляет 15.4 на 100.000 человек. Но при этом ВОЗ признает, пусть и не в открытую, тот факт, что представленная каждой отдельной страной статистика относительно количества самоубийств далека от реальных показателей.
Доказательством неполной достоверности этих цифр служит тот факт, что у нас нет единой базы данных о количестве случаев самоубийств. Учет самоубийств ведется двумя учреждениями, после чего собранная информация поступает на переработку в два других учреждения. Национальное бюро статистики предоставляет данные, собранные Министерством здравоохранения, а на сайте date.gov.md представлены данные, собранные Министерством внутренних дел. Но эти данные различаются.
И тогда возникает вопрос – каким образом государство может разработать соответствующую программу, если оно не располагает достоверными данными о количестве случаев суицида? «А кто сказал, что власти этого хотят?», задает риторический вопрос Аркадие Астрахан, психотерапевт и руководитель программы Общественного центра ментального здоровья сектора Ботаника. Он рассказал, что участвовал в работе над изменениями в проекте закона о предотвращении самоубийств, одобренными парламентом 26 июля 2018 года. Документ предусматривал создание телефонной линии помощи по предупреждению суицида и проведение встреч с родителями с целью сокращения количества самоубийств среди детей.
Аркадие Астрахан,
психотерапевт и руководитель программы
Общественного центра ментального здоровья сектора Ботаника
В каждой стране обязательно должна быть горячая линия для помощи тем людям, кто собирается уйти из жизни. И этим не должны заниматься неправительственные организации. Служба 112 здесь тоже не поможет, потому что по звонку на этот номер к человеку посылают пожарных, полицейских или врачей скорой помощи, а эти специалисты не обучены вести беседу с человеком, находящимся в депрессивном состоянии, который вот-вот предпримет попытку покончить с собой», разъясняет Астрахан. Что касается консультации родителей, психотерапевт уверяет, что вряд ли родителям под силу тем ли иным образом предотвратить попытку самоубийства. «Нужно обращаться к специалистам, но у нас практически нет профессионалов такого профиля».
В настоящее время программы по предупреждению суицида работают лишь в 30 странах. Франция, где данная программа проводится уже в третий раз, является одним из лидеров в этом отношении. А тем временем в Молдове всё еще размышляют над формулой сбора данных.
Как бороться с депрессией
Депрессия не делает различий между людьми – ни по возрасту, ни по социальному или финансовому положению. От нее не застрахован никто, независимо от того, живет человек в селе или в городе. «Для одинокого горожанина риск более высок, нежели чем для одинокого деревенского жителя. В сельской местности намного проще найти кого-то, кто окажет тебе поддержку», говорит Ольга Жалбэ, психолог, психотерапевт, специалист в области когнитивно-поведенческих расстройств и координатор Общественного центра ментального здоровья г.Оргеев.
Наибольшее число самоубийств приходится на людей, подверженных депрессии или пограничному психотическому состоянию (оно характеризуется эмоциональной неуравновешенностью, страхом одиночества или боязнью быть отвергнутым, импульсивностью, низким самоконтролем над проявлением эмоций – как положительных, так и отрицательных, прим.ред.). В состоянии депрессии люди становятся пассивными, выпадают из обыденной жизни, у них наблюдается расстройство памяти, нарушение аппетита и сна, проблемы с личной гигиеной, утрата смысла жизни. Такое состояние длится более двух недель. «В этом случае близкие должны забить тревогу», советует психотерапевт Аркадие Астрахан.
Очень важно знать, как правильно говорить с человеком, находящемся в депрессии.
Следует выслушать его и рассказать о собственных переживаниях. Не нужно советовать быть сильным, думать позитивно и бросить все эти глупости… Это может еще больше усугубить состояние отчаяния и опустошенности, которое испытывает депрессивный человек. Родственники должны сказать ему: мне больно видеть тебя в таком состоянии и осознавать, что я не могу тебе помочь.
Аркадие Астрахан
Но не всё так плохо, поскольку депрессия излечима – либо с помощью лекарств, либо с помощью психотерапевта, либо сочетанием того и другого. «Но сама по себе она не проходит», – уточняет Аркадие Астрахан. В самых сложных случаях человеку назначают курс лечения препаратами, и если следует повторная попытка самоубийства, пациента могут поместить в кишиневскую психиатрическую больницу, расположенную по улице Костюженская. «Это единственная больница такого профиля. Есть еще кризисный центр, но его услуги не покрываются полисом медицинского страхования», информирует специалист.
Если человек осознает, что находится в состоянии депрессии, он должен обратиться к семейному врачу или в ближайший центр общественного здоровья. И тогда, в зависимости от сложности депрессии, можно будет назначить соответствующее медикаментозное лечение, а также консультацию психолога, сеансы психотерапии, участие социального работника и др. «Предпринимаемые действия проводятся в зависимости от особенностей каждого отдельного случая», разъяснила Ольга Жалбэ.
Научиться просить о помощи
Данные статистики свидетельствуют о том, что мужчины чаще предпринимают попытки самоубийства, в то время как женщины больше говорят о своем желании уйти из жизни. Кроме того, в сельской местности самоубийц в три раза больше, чем среди городских жителей. Специалисты объясняют этот феномен тем фактом, что деревенские жители не придают значения симптомам депрессии, как и в случае мужчин, которые реже обращают внимание на тревожные признаки, нежели чем женщины.
«За все двадцать лет моей работы сельским врачом я ни разу не слышала, чтобы хоть кто-то пожаловался на депрессию. Лишь мы, врачи, да еще соседи, следим, наблюдаем и направляем к специалистам», рассказывает Виорика Ипати, врач Центра общественного здоровья коммуны Будешты муниципия Кишинев. По ее словам, за последний год процент самоубийств в сельской местности вырос. «Раньше суицид случался один раз в 5-7 лет, а сейчас лишь в течение прошлого года было совершено три самоубийства. И все среди еще нестарых людей, в возрасте от 30-50 лет», констатирует семейный врач.
За последние пять лет всё больше людей жалуются на депрессию. Несмотря на это, эксперты уверяют, что растущие показатели не свидетельствуют о снижении уровня душевного здоровья среди населения, а, скорее, о том, что многие из тех, кто когда-то молча страдал в одиночестве, боясь рассказать о своей проблеме, смогли найти в себе силы и обратиться за помощью в один из общественных центров ментального здоровья.
С 2014 года в Молдове было открыто 40 общественных центров ментального здоровья в каждом районе и муниципии, где люди, страдающие душевными расстройствами, могут бесплатно получать лечение, поскольку эта услуга обеспечивается государством . Тогда же был запущен совместный молдавско-швейцарский проект Менсана «Поддержка реформы в сфере ментального здоровья в Молдове», в рамках которого все специалисты этих общественных центров прошли курс обучения тому, как правильно проводить беседу с людьми, обратившимися за помощью, и назначать им лечение.
«В нашем обществе всё еще сильны стереотипы, что если человек «стоит на учете у психиатра», то он представляет опасность как для самого себя, так и для окружающих, следовательно, он бесполезен и его следует изолировать. Именно по этой причине люди, страдающие депрессией, тревожностью, эмоциональной неуравновешенностью, по-прежнему предпочитают не говорить об этом и стараются самостоятельно справляться с проявлениями болезни и страданиями, надеясь, что всё пройдет само собой. А необходимое лечение начинают получать, когда, к сожалению, становится уже слишком поздно», говорит Виктория Кондрат, местный руководитель молдавско-швейцарского проекта Менсана.
В 2018 году под наблюдением специалистов находилось 73 086 человек с психическими расстройствами и расстройствами поведения. В настоящий момент в Республике Молдова нет конкретных статистических данных по каждой отдельной проблеме ментального здоровья.
Единственная Зеленая линия по предотвращению самоубийств в Республике Молдова располагается в кабинете площадью в 20 кв.м.Вся работа проводится на двух старых маломощных компьютерах, которые с трудом обрабатывают заявки. Несколько волонтеров стараются установить контакт с анонимными абонентами, пишущими о том, что не хотят больше жить. «Мы в сети с 19:00 по 21:00. В эти часы и разворачивается наша отчаянная битва за каждую жизнь, чтобы избавить человека от суицидальных мыслей – самых страшных чудовищ, что пожирают его изнутри».
АвторTatiana Beghiu