Родом из Бессарабки. Актёр Яков Грибиненко считает, что о родном городе нужно говорить больше хорошего

Яков Грибиненко
Фото: Яков Грибиненко

Яков Грибиненко родился не в Басарабяске, но провёл здесь практически всё своё детство и школьные годы. В этом городе он впервые вышел на сцену и понял, что хочет посвятить себя актёрской профессии. Сейчас, в свои неполные 32, Яков – уже состоявшийся актёр Кишиневского театра «С улицы роз», на счету которого десятки самых разных постановок, автор сценариев и исполнитель главных ролей в нескольких художественных фильмах, которые снимает созданное им творческое объединение BesarabKino. И это неспроста: каждая картина так или иначе связана с Бессарабкой. Яша искренне переживает за то, что город пустеет, а культура здесь едва выживает.  Предлагаем вам ближе познакомиться со следующим героем нашей рубрики «Родом из Бессарабки».     

— Какой была Бессарабка твоего детства? О каких местах в городе ты вспоминаешь с особой теплотой?

— Для меня есть места силы, которые я, конечно же, вспоминая с теплотой. Это места, где я чувствовал себя свободным, где я чувствовал и до сих пор чувствую себя ребенком. В первую очередь, это лесопосадка. Там я играл в разные игры, представляя себя героем разных фильмов, и тогда, думаю, я начал формироваться как личность и как будущий актер. А ещё таким важным для меня местом является вишня в родном дворе, под который я играл в солдатики. Вспоминаю друзей, с которыми вырос, детский сад, школу.

— Чем ты увлекался в школьные годы? Когда и как у тебя возникла любовь к театру, к сцене? Каким был твой дебют в качестве актера?

—  В школьные годы я, конечно же, увлекался спортом, как и все. Наш город был довольно таки продвинутым в спортивном плане. Все мальчишки занимались спортом и меня это тоже не миновало. Ещё я увлекался шахматами и, конечно, театром. Моей учительницей по литературе была Мария Ивановна Платон. Я помню тот момент, когда она стала делать упор на сценки, миниатюры по классическим произведениям, которые меня очень заразили театром. Плюс ко всему, я в Доме творчества занимался в театре под названием «Дебют», который создал мой отец Александр Грибиненко. Там я участвовал даже в классических постановках. Все это началось, когда мне было 16 лет и увлекло меня так, что вот результат: сейчас я актер театра «С улицы Роз» имени Хармелина.

— Как складывалась твоя творческая карьера?

—  Я окончил Славянский университет, факультет актера драматического театра и кино. Учился у знаменитого мастера Юрия Аркадьевича Хармелина, который являлся основателем Театра «С улицы Роз». Сейчас он носит его имя. С первого курса я попал в труппу, и вот до сих пор играю в этом театре.

— Как появилось BesarabKino и почему возникло такое название? Сколько фильмов снято творческим объединением на сегодняшний день и какие из них так или иначе связаны с Бессарабкой?

— BesarabKino — это творческое объединение, которое занимается кино. Я являюсь его основателем. Появилось название BesarabKino от названия нашего города — Бессарабка. Да, у нас официально город называется Басарабяска, но в народе мы называем его Бессарабкой. Это название как-то теплее и душевнее. BesarabKino конкретно сняло уже семь фильмов. И они все непосредственно связаны с Бессарабкой. То есть, если не сюжетом, то местностью. Да, мы снимали вокруг Бессарабки, в самой Бессарабке, использовали местных актеров. И это уже какая-то традиция, без которой мы не можем создавать наши фильмы.

— Что для тебя и твоих коллег значит картина «Турчанка»? Когда мы увидим её премьеру?

—  Фильм «Турчанка» — это особый проект, который на голову выше прежних, он более сложный, более масштабный. И это уже полнометражный фильм, который нацелен на прокат, нацелен на мировой рынок, то есть мы хотим, как минимум, зацепить всю молдавскую диаспору. И сейчас это новый этап творческого пути BesarabKino. Если до этого мы снимали более независимое фестивальное кино, то это уже кино, рассчитанное на всех. И тема, которую мы взяли за основу, — это любовь. Считаю, что это тема, которая сейчас очень, как глоток воздуха, необходима и важна всем.

— Ты часто говоришь о том, что производство кино в Молдове никто особо не поддерживает и свои фильмы ты вместе с группой единомышленников снимаешь практически на голом энтузиазме. Что мотивирует тебя двигаться вперед, к своим целям? 

— Да, в Молдове кино не поддерживается никак со стороны государства. То есть все, кто у нас занимается кино, находят финансирование частным образом, находят единомышленников среди предпринимателей, чем занимаемся и мы. То есть мы снимаем на энтузиазме не потому, что нам это нравится, а потому что мы хотим удержаться на этой арене. В Молдове сейчас с культурой много проблем, поэтому мы теряем наших братьев, можно так сказать, потому что люди бросают всё и уезжают, бросают актерскую профессию, бросают кинематограф, чтобы заниматься просто заработком. И поэтому мы тоже хотим стать на коммерческие рельсы. «Турчанка» потому и появилась, чтобы мы перешли из эшелона энтузиазма уже в коммерческую какую-то колонну. Что нас мотивирует? Мы без этого не можем жить. И пока мы без этого не можем жить, мы создаём кино.

— Если бы можно было вернуться назад, в прошлое, что бы ты хотел изменить в своей жизни?

— Я не хочу возвращаться назад, потому что то, что было в прошлой жизни, сформировало меня настоящим. Богом всё устроено так логично, чтобы в итоге мы пришли к тому, к чему пришли сейчас. Конечно, часто посещают мысли о том, что можно было бы что-то исправить, поступить так или иначе, что хотелось бы снова увидеть маму, дедушку, бабушку… Но увы, Богом всё создано так, что мы не можем вернуться назад.

— Как часто ты бываешь в Бессарабке? Насколько сильно изменился город за последние годы?

— В Бессарабке я бываю редко, к сожалению. А с годами еще реже получается приезжать, потому что работы много. Слава Богу, что её много, но в Бессарабке хотелось бы бывать чаще. Что изменилось в Бессарабке? Да вот, к большому сожалению, ничего не изменилось. Ну, то есть изменилось, но очень-очень несущественно. Это печалит. Изменилось лишь то, что уезжают люди. От этого очень грустно, ведь город пустеет. И хотелось бы, чтобы всё это как-то приостановилось, чтобы люди не уезжали, но их можно понять. Хотелось бы, чтобы культура как-то более стремительно развивалась. А пока, если говорить про Бессарабку, то культура лишь борется за выживание в нашем городе. Может быть, это и грустно — то, что я говорю, но я говорю это с абсолютной любовью и нежностью. Знаете, когда переживаешь за родной дом, чтобы он не осиротел? Вот так я переживаю за Бессарабку, чтобы она не осиротела в смысле культуры, просвещения и других важных аспектов, которые должны сохраниться в городе.

— Что ты можешь пожелать басарабчанам в День города?

— Я желаю всем басарабчанам, помимо любви и здоровья, гармонии в жизни, потому что это — самое важное, в чем человек нуждается. Ещё, конечно же, желаю помнить хорошее, всё хорошее, что есть в нашем городе, потому что о плохом сейчас много говорят в интернете. Вот я наблюдаю за политической ареной в Бессарабке. Очень много грязи, сплетен, скандалов: что плохие дороги, плохое освещение, плохое то, плохое это… Мало говорят о хорошем. Действительно, очень мало говорят о хорошем в нашем городе. А ведь его много. У нас городок маленький, уютный, нежный. Вокруг такие лесопосадочки, степь, речка. Люди-то, по сути, очень интересные, очень разные, колоритные, разных национальностей, очень добрые, приветливые. Недаром Бессарабка дала стране и миру много талантливых людей! И поэтому — больше нужно думать и говорить о хорошем, когда это касается нашего родного города.

 

Автор: Людмила Топал

Поддержите редакцию BAStv, подписавшись на нас на платформе Patreon либо делая перечисления через PayPal! Это поможет нам и дальше создавать для вас интересные и полезные материалы, оставаясь независимым медиа.

Подписывайтесь на наши социальные сети: TelegramYouTubeFacebook и Instagram. Здесь мы публикуем новости кратко и наглядно!

Bалютный курс: 03 Ноя 2022
EUR : 19.0778 MDL-0,0938 ▼
USD : 19.2733 MDL-0,0227 ▼
RON : 3.8839 MDL-0,0181 ▼
RUB : 0.3132 MDL-0,0003 ▼
UAH : 0.5221 MDL-0,0004 ▼