Армянский портал «Ampop Media» совместно с молдавским телеканалом BAStv представляет мультимедийную историю под названием «Армения и Молдова в круговороте реформ высшего образования». Это журналистское исследование, проведенное объединенными усилиями журналистов двух стран, с целью обратить внимание общественности Армении и Молдовы на существующие в системе высшего образования обеих стран фундаментальные проблемы, препятствующие развитию в них системы высшего образования.
Армения и Молдова, по организации высшего образования, а также по характеру существующих проблем, словно близнецы. Спустя почти 30 лет после распада СССР обе постсоветские республики продолжают проводить реформы в системе образования.
В обеих странах разрабатываются и утверждаются стратегии, меняются законы и порядки, есть являющиеся примером частные вузы и много квалифицированных преподавателей, однако реализовать такие изменения, которые бы способствовали формированию конкурентоспособной системы образования, пока еще не удается ни в Армении, ни в Молдове. Старые проблемы не получают конкретных решений, да еще к ним добавляются новые.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДВУХ СТРАН
Болонская cистема
Один год из четырех лет своего обучения студент выпускного курса Ереванского государственного университета Гамлет Симонян проучился в Италии, и считает, что этот период был для него своеобразным испытательным сроком, хорошей возможностью сравнить образовательные системы двух стран, методы преподавания в них и те мотивы, которые стимулируют студентов входить в аудиторию, чтобы получить образование.
Из основных направлений Болонского процесса его динамике способствуют различные программы ЕС, в том числе «Темпус» («Tempus»), «Эразмус Мундус» («Erasmus Mundus») и заменившая их программа «Эразмус Плюс» («Erasmus +»).
Армения и Молдова вместе с другими странами Восточного партнерства являются в этом процессе не программными странами, а партнерами, однако и такой статус создает широкие возможности для сотрудничества. К примеру, армянские вузы в 2014-2018 годах представили 451 программу. В течение 4-х лет Армения смогла привлечь 9,5 млн. евро. В итоге около 1900 участников, в том числе и Гамлет, смогли выехать в страны ЕС на учебу по разным образовательным программам, а оттуда приехали в Армению около 900 участников программ. Большая часть программ осуществлялась в сотрудничестве с вузами Польши, Испании, Италии.
Гамлет уверен, что на местном рынке труда при выборе сотрудника работодатель учитывает факт его обучения за рубежом, и в этом плане последний более конкурентоспособен по сравнению со своими сверстниками.
Обучение, в центре которого студент, различные задачи методического и системного характера, о которых говорит Гамлет, предполагали вливание Армении, Молдовы, а также ряда постсоветских стран в качестве составляющих в процессы, происходящие в Европейском образовательном пространстве.
В СТРЕМЛЕНИИ К ВЫСШЕМУ…
В СТРЕМЛЕНИИ К ВЫСШЕМУ…
Полученная в наследство от Советского Союза система образования, в основе которой лежала идея распространения коммунистической идеологии и удовлетворение требований рынка рабочей силы в СССР, потеряла целесообразность и смысл в 1991-ом, когда распался Союз, а Армения и Молдова, как и все республики в составе бывшего уже СССР, провозгласили свою независимость.
Для того, чтобы, по крайней мере, обрисовать новую образовательную систему, нужно было обладать не той экономикой, которая на тот момент и до конца 90-х была в глубоком кризисе. В системе высшего образования продолжался прием, осуществлялось образование студентов на основе учебной литературы, которая была издана еще в советское время, тогда как экономика в мире уже вступала в цифровую эпоху.
После распада СССР ряд стран, в том числе Армения и Молдова, в предвкушении решения задач, обусловленных новыми реалиями, в 2005 году присоединились к Болонскому процессу. Имеющий в перспективе своей создание единого европейского пространства и системно развивающийся в 2000-е годы, этот процесс, казалось бы, не имел альтернативы.
В Декларации, подписанной в 1999 году в Болонье (Италия), намечались целевые направления образовательной системы. Это – создание доступной и сопоставимой системы, основанной преимущественно на трехступенчатом и кредитном принципе образования.
Этот принцип обеспечивал мобильность студенческого, научно-педагогического и административного состава, сотрудничество в вопросах квалификации и должен был стимулировать применение европейских критериев вузовского образования.
Объединив в Болонье 29 европейских стран, Декларация имела 6 направлений, к которым в 2001 и 2003 году добавились еще четыре. Это – важность непрерывности образования, вовлечение вузов и студентов, стимулирование привлекательности пространства европейского высшего образования, а также докторская программа и синергия пространства европейского высшего образования и европейского исследовательского пространства.
Процесс объединил в своих рамках 50 стран, включая Армению и Молдову. В условиях глобальной интенсивной миграции создавались предпосылки для соотнесения образовательной степени и взаимного признания дипломов на рынке труда.
Таким образом, в обеих странах началось широкое осуществление реформ с переходом на трехступенчатое образование: в Армении – бакалавриат, магистратура и аспирантура, а в Молдове – лиценциат, мастерат и докторат.
Была внедрена кредитная система.
Были введены также системы оценки качества образования, взаимного признания кредитов, давая тем самым возможность, учась в вузе одного государства и накапливая кредиты, перевести их в европейскую систему (ECTS) и при желании продолжить учебу в одной из стран этой системы.
Насколько реально эти реформы осуществились на практике в обеих странах, как в системном аспекте, так и с содержательной точки зрения, – можно рассматривать в соотнесении нескольких факторов. Очевидно, что произошли определенные изменения, это подтверждают и студенты, и ряд экспертов в области образования. Однако образовательные реформы в вузах с системной точки зрения еще далеки от подтверждения факта становления, что вызвано более глубокими причинно-следственными проблемами.
БОЛОНСКИЕ РЕФОРМЫ В АРМЕНИИ
В опубликованном в 2013 году докладе под названием «Высшее образование в Армении» отмечается, что в деле обеспечения качества образования Болонский процесс был осуществлен не в полной мере. Согласно исследованиям, причиной тому послужили его политизация и бюрократизация.
В исследовании отмечено, что процесс реформирования держится под строгим контролем, планируется и осуществляется из центра, не проводятся консультации с заинтересованными людьми. То есть в процессе проведения реформ происходит необоснованное политическое вмешательство.
Преподаватель ЕГУ, эксперт по вопросам образования Сероб Хачатрян считает, что в Армении так и не удалось сделать преподавателей участниками Болонских реформ.
«В Армении Болонская реформа, как мне кажется, не была хорошо подготовлена в том смысле, что мы так и не смогли превратить преподавателей вузов Армении в носителей этой идеи. Это очень важно в образовании, так как ни министр, ни ректор не могут контролировать работу сотен преподавателей. А значит, оптимальный путь достижения цели – это убедить людей в том, что все что ни делается в рамках данных реформ, делается для будущего в области высшего образования в Армении».
«К сожалению, этого не произошло, и реформа у нас имела более декоративный характер. То есть в наших университетах в рамках Болонской реформы были созданы декорации: имеем кредитную систему, бакалавриат, магистратуру, а вкладыши наших дипломов приведены в соответствие, есть определенная мобильность студентов, но, в общем, все это никак не способствовало повышению качества высшего образования».
Студентка выпускного курса факультета международных отношений ЕГУ Елена Арутюнян рассказывает, что желание поступить в этот университет возникло у нее в последний год обучения в школе. По ее словам, абитуриенты недостаточно информированы о существующих методах обучения в вузах и о качестве предоставляемого образования.
«Только и знаешь, что это – “альма матер”, главный вуз, столетний вуз. И когда эта система ценностей потихоньку усваивается тобой, понимаешь, что это единственный университет, куда стоит пойти учиться». «Естественно, идешь с надеждой стать специалистом», – говорит Елена.
Елена Арутюнян рассказывает, что в процессе своей учебы в университете чувствовала нехватку коммуникации между студентами и администрацией. Она в течение четырех лет обучения пыталась вместе со своими однокурсниками озвучить проблемы, которые, в основном, относились к недостаточности ресурсов, однако решения принимались очень медленно.
В 2019-2020 учебном году в 6-и вузах вместе осталось 4000 свободных мест. В графиках отражены показатели приема-выпуска за прошедшие 10 учебных лет, которые в случае обеих стран представляют вызывающее обеспокоенность довольно низкое число поступающих.
Тем не менее, в обеих странах студенты, преподаватели и многие эксперты в данной области свидетельствуют, что изменения в вузах Армении и Молдовы осуществлены и осуществляются. Причем, речь идет как о структурных, так и о содержательных проблемах, однако и в том, и в другом аспекте система находится на этапе становления.
В обеих странах законодательное поле системы также претерпело изменения, реформы все еще продолжаются, но новые порядки, принципы и подходы преимущественно остались на бумаге по объективным и субъективным причинам.
ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Разница между предложением образовательной системы и спросом на рынке труда в обеих странах существенна. Система профессионального образования, в основном, направлена на студентов, то есть на первичного потребителя собственных услуг, но не на работодателя.
Например, в исследовании 2017 года, относящемся к занятости, отмечается, что в Армении связь работодатель – вуз слаба, и это приводит к хроническому дисбалансу на рынке труда. В таких обстоятельствах многие молодые люди выбирают путь миграции или неформального образования.
Профессор университета, директор Института публичных политик (IPP) Молдовы Анатоль Гремальский утверждает, что в двухтысячные годы образование стало массовым.
«Государство всегда планировало количество мест в учебных заведениях так, чтобы на каждого ребенка было одно место – в школе или вузе, независимо от того, сколько специалистов нужно национальной экономике. В результате этого количество мест в университетах стало расти, в том числе и госзаказ, дотируемый бюджетом, и платные места, оплачиваемые родителями», – говорит Анатоль Гремальский.
Согласно опросу, проведенному в 2019 году руководимым Гремальским Институтом публичных политик, более 70% родителей надеются, что их дети окончат как первый, так и второй образовательный уровни. «Наш народ придает большое значение не столько образованию, сколько диплому», – уверен специалист.
В Армении система профессионального образования отстает от потребностей рынка труда. Безрезультатно функционирует также система профессиональной ориентации. В итоге при выборе профессии молодежь ориентируется на сформировавшиеся в обществе стереотипы и по указке родителей часто выбирает просто вуз, но не конкретную специальность. А взамен страдают востребованные специальности.
Институт общественной политики (ИОП) Армении также провел исследования по теме работодатель – вуз. По словам директора ИОП Аветика Меджлумяна, в армянских университетах нет институциональных механизмов, которые позволили бы образовательным программам соответствовать требованиям рынка труда.
«Молодые стремятся переехать в Европу, чтобы, жить более благополучно», – так считает декан факультета журналистики Жоржетта Степанов. Однако она отмечает, что не всем гражданам Молдовы удается найти в Европе высокооплачиваемую работу, поэтому многие выпускники зарубежных вузов – молдаване – возвращаются на родину с надеждой на лучшие вакантные рабочие места в своей стране.
Нет точной статистики о том, сколько молдавских студентов-специалистов после окончания вуза в Европе возвращаются в Молдову, но, согласно разным оценкам, их число не превышает 10%. Согласно статистическим данным «999 Business», в настоящее время в Молдове только 5% работодателей требуют от будущих сотрудников диплом о высшем образовании. В остальных случаях их интересует опыт и квалификация претендента на вакантное место.
Сергей Хмель из молдавского города Басарабяска считает, что при желании в его стране тоже возможно получить хорошее образование. По мнению молодого человека, в Молдове есть много прекрасных вузов с доступной оплатой за обучение и большим количеством бесплатных мест. Он уверен, что, отправляясь за лучшей жизнью в чужую страну, можно потерять связь и возможность общаться со своими родственниками, что для него неприемлемо.
Декан факультета журналистики считает, что введение Болонской системы дало возможность чуть приблизить предлагаемые в университетах образовательные программы к требованиям рынка труда, что, однако, не означает, что выпускники оканчивают университет как полноценно подготовленные специалисты.
«Я думаю, что для усвоения и освоения профессии 3 года – это очень мало. За это время (период учебы в лиценциате – ред.) возможно лишь накопить определенную базу знаний и попробовать применить эти знания на практике, но умения и компетентность за три года сформировать невозможно. Хотя существует тенденция обучения на протяжении всей жизни, и это логично. Мы не можем, получив высшее образование, работать на основе этой базы вплоть до пенсии», – отмечает Степанов.
Она говорит, что жизнь слишком быстро меняется, появляются новые направления науки, новые технологии, методы, поэтому студенты должны знать, что учеба в университете – это та база, на которой постоянно нужно развивать собственное образование и знания.
«Чтобы мотивировать обучение студента в Молдове, необходимо улучшить качество образования, применять современные подходы к организации учебного процесса, внедрять новые технологии, активно сотрудничать с другими зарубежными вузами, искоренять любые коррупционные схемы и обеспечивать действия для формирования компетенций, чтобы иметь на рынке труда реальный спрос», – говорит Лилиана Николаеску-Онофрей.
СТУДЕНЧЕСКИЕ ПОТОКИ В РУМЫНИЮ
Николета Стог из Молдовы два года назад окончила лицей и поступила на факультет журналистики университета города Крайова в Румынии. «Молдова – страна для души, но лишь для души. К сожалению, она не предоставляет всех тех возможностей, которые есть в Румынии. Однако и Румыния недостаточно развитая страна и не очень опережает нашу страну, но она может обеспечить лучшее будущее. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что в Молдове можно получать высокую зарплату, только имея десятилетний опыт работы по специальности. В Румынии это происходит быстрее», – говорит Николета Стог.
Ее точка зрения частично подтверждается исследованием Всемирного банка, в котором говорится о том, что знания, полученные в вузах Молдовы, не соответствуют требованиям работодателей.
«Те знания, которые сегодня предлагают в университетах Молдовы, не удовлетворяют требования рынка труда. В результате примерно половина компаний в Молдове сталкивается с той же самой проблемой – найти сотрудников с необходимыми умениями», – к такому выводу пришел Всемирный банк в результате своего исследования. В том же исследовании отмечается, что поднять авторитет университетов Молдовы возможно только при условии внедрения расширенных мер в систему высшего образования.
Тем не менее, велико число тех молодых людей, которые после окончания лицея уезжают за рубеж для продолжения учебы. Член Евросоюза Румыния – это та страна, где предпочитают получать высшее образование подавляющее количество выпускников молдавских школ. Кстати, с каждым годом в Румынии им предлагают все больше и больше бесплатных мест. Если 10 лет назад соседняя страна выделяла для молдавских абитуриентов 700 бюджетных мест, то в 2019-2020 учебном году это число выросло более чем в восемь раз, достигнув 6000.
МОЛДОВА
СТАТИСТИКА
В этом разделе представлена инфографика, в которой сравнивается динамика систем высшего образования двух стран в зависимости от количества университетов, их распределения, количества принятых выпускников, самых популярных профессий и включения в программы ЕС.
АРМЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Болонские реформы в обеих странах привели к одинаковой ситуации: Армения и Молдова находятся почти на одинаковом этапе реформ с идентичными проблемами.
Характерно также, что инерционные последствия системы образования, идущей еще с советского времени, до сегодняшнего дня в обеих странах не удалось, по сути, преодолеть, несмотря на ряд осуществленных системных изменений, в том числе в аспекте классификации по степеням, формирования программ, критериев оценки и в других аспектах.
В фундаментальном плане вузы находятся еще на каком-то среднем этапе трансформации.
И здесь трудно не согласиться с мнением экспертов о том, что многое является следствием политики управления системой, в которой советские стереотипы явно прослеживаются как в Армении, так и в Молдове.
Фактом является и то, что инерция постсоветского переходного периода сохраняется не только в системе собственно образования, но и среди ее бенефициаров: студентов и работодателей, которые и должны были стать внешним стимулом изменения системы в условиях новых реалий.
Ключом здесь является формирование соответствующего спроса на специалистов, обусловленного перспективами экономического развития страны и его приоритетами. Спрос, который должен также привести к росту конкуренции, во-первых, в вузах, а потом уже на рынке труда. Вузы, частью какой бы системы они ни являлись, должны быть способны к быстрой адаптации, чтобы обеспечить необходимые знания, умения и навыки. Ведь способные и готовые к обучению молодые люди, как выяснилось, в обеих странах уезжают в Европу, стремясь быть востребованными именно на профессиональном рынке труда. Однако обнадеживает то обстоятельство, что какая-то часть студентов готова вернуться на родину и работать на ее благо. Они в будущем составят то квалифицированное большинство, которое изменит инерционные силы реформ.
Маргарита из Молдовы и Елена из Армении являются представителями именно этого поколения. Обе уверены, что будут непосредственными участницами завтрашних реформ в своих странах. Маргарита Еверджик имела отличную возможность после окончания лицея получить высшее образование в Европе. Тем не менее, она решила отложить эти планы и поступила в Государственный университет медицины и фармакологии.
Елена Арутюнян в этом году окончила бакалавриат ЕГУ и намерена продолжить образование в одном из европейских вузов. Однако свою профессиональную деятельность она тоже видит исключительно на родине.
НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ
Мультимедийная история была создана «Ampop Media» и «BAStv».
Спасибо тем, кто поддерживал, и всем тем, кто внес свой вклад в реализацию проекта.
Главный редактор:
Сурен Дегерян
Координирующий редактор:
Людмила Топал,
Обработка данных:
Гаяне Меликян
Астхик Геворгян
Карине Дарбинян
Журналисты:
Людмила Топал,
Арусяк Капукчян
Инфографика:
Гаяне Меликян
Оператор:
Армен Шахоян
Алина Топал
Монтаж:
Лилит Ованнисян
Евгений Гургуров,
Авторы проекта:
Лилит Галстян
Людмила Топал
Сурен Дегерян